Говядина к Новому году подорожает еще больше.
Говядина, и так уже подорожавшая с начала года, к новогодним праздникам вырастет еще — как минимум на 7-10 процентов. Таким прогнозом с «Парламентской газетой» поделились участники рынка. По их словам, помимо текущих причин для роста цен, есть и глубокие, без преодоления которых цифры на ценниках так и будут меняться в большую сторону на протяжении месяцев и даже лет. Подробности — в нашем материале.
«Поголовье сокращается, зависимость от импорта растет»
Согласно подсчетам Росстата, в сентябре 2023 года (более свежих данных на сайт ведомства пока не завезли) говядина на кости стоила в среднем 506 рублей за килограмм, а бескостная — 683 рубля. При этом в сентябре 2022 года за первую нужно было отдать около 475 рублей, а за вторую — 657. Выглядит некритично, однако, как отмечают сами участники рынка, это средняя температура по больнице, потому что говядина — она вообще-то бывает разной.
Куда нагляднее в этом отношении цены в магазинах на конкретные виды мяса. Так, в ноябре прошлого года шейная часть шла в среднем по 680 рублей за килограмм. Сегодня — по 729. Язык стоил 749 рублей, а стал стоить 899. Стейки подорожали в среднем на 40 рублей и так далее. И, судя по всему, конца этому
не видно.
По словам генерального директора Национального союза производителей говядины Романа Костюка, мясо коровок и бычков всегда было дорогим продуктом. Прежде всего из-за сложностей в производстве. Если на то, чтобы вырастить бройлера, пояснил Костюк, уходит в среднем 28-30 дней, а поросенок становится пригодным к отправке на откорм примерно через шесть месяцев, то на теленка требуется уже не меньше двух лет.
«Существуют и другие проблемы, — отметил эксперт. — К примеру, у нас уже на протяжении как минимум десяти лет стабильно падает производство. Причем падает физически — сокращается поголовье крупного рогатого скота. С начала 2010-х не было ни одного года, когда оно прирастало или хотя бы оставалось на прежнем уровне».
Причин, по словам Романа Костюка, для этого много: от стремительного вымирания малых и средних предприятий до перевернутого соотношения молочного и мясного производства: в России сейчас на одну мясную корову приходится шесть молочных, в то время как во всем остальном мире на одну молочную — от трех до пяти мясных.
«Сейчас мы пришли к тому, что производство говядины — единственная отрасль, которая так и не смогла закрыть или хотя бы сколько-нибудь серьезно сократить потребность в импорте, — констатировал собеседник издания. — Мы до сих пор завозим от 280 до 320 тысяч тонн импортной говядины в год, что составляет не менее 20 процентов от общего объема производства. Для сравнения: наши собственные, отечественные производства занимают всего 18 процентов. Остальное же мясо, которое попадает на прилавки, — это, по сути, отходы молочного сектора, который также сегодня нацелен на сокращение поголовья и повышение продуктивности».
«Оснований для оптимистичного прогноза нет»
Вывод из всего этого, заключил Роман Костюк, следует простой и неутешительный: говядина будет дорожать и дальше. До конца года ее стоимость подрастет еще как минимум на уровень инфляции, то есть на 7-10 процентов. Плюс традиционный предпраздничный рост цен, плюс удорожание издержек, которое абсолютно непредсказуемо и может сильно варьироваться от региона к региону. Одним словом, без мяса россияне под Новый год, конечно, не останутся, но вот откладывать на его покупку к новогоднему столу лучше начать уже сейчас.
Согласился с тем, что говядина будет только дорожать, и председатель Союза потребителей России Петр Шелищ, отметив, впрочем, что темпы роста цен нельзя назвать запредельными.
«Не так уж и выросла цена говядины: по данным Росстата, с начала года всего на 5,9 процента, — отметил эксперт в беседе с «Парламентской газетой». — Свинина подорожала на 14,4 процента, а куриное мясо — на 29,7 процента. Объяснение простое: те, для кого говядина слишком дорога, могут перейти на свинину, а если и свинина не по карману — на курицу. А вот курицу будут покупать, пока она остается самым дешевым видом мяса».
При этом, уточнил Шелищ, сами производители отнюдь не стремятся нажиться на простом народе — им просто тоже нужно как-то держаться на плаву.
«Их издержки тоже сильно выросли из-за валютного курса, ставки кредита, транспортных и энергетических тарифов, цен на корма и ветпрепараты, — констатировал собеседник издания. — Поскольку большинство этих факторов подорожания общие для производителей и продавцов разных видов мяса, и мы видим индексы цен на курицу и свинину, нет оснований для оптимистического прогноза цен на говядину. Главное, что делает государство, — это сдерживание валютного курса рубля, будем надеяться, что оно будет успешным».
(Источник: https://www.pnp.ru/)